|||Кабинет ||| Лекции ||| Советы ||| Аргемона |||
Внутренние и внешние миры на примере дворцового комплекса Долмабахче


На столе преподавателя лежала раскрытая книга. Думая, что это сборник о замках долины реки Луары или пособие по архитектуре, самые пытливые глаза взглянули на корешок, на секунду захлопнув фолиант. Каково же было удивление учеников, когда исследуемый ими том оказался сборником анекдотов. Впрочем, ни одну из смешных историй прочесть было невозможно: буквы обернулись непонятными закорючками. Лишь на раскрытой ранее странице обнаружился маленький фрагмент из знакомых символов.

На лесной поляне встретились как-то лось и заяц.
- Посмотри, заяц, - гордо говорит лось, - какие у меня раскидистые рога!
Заяц молча ковыряет щепкой в ухе.
- А оцени, заяц, - продолжает лось, - какие у меня мощные копыта!
Заяц продолжает ковырять щепкой в ухе.
- А взгляни заяц, - восторгается лось, - какие у меня крепкие и здоровые зубы!
Заяц достаёт из уха щепку и равнодушно замечает:
- А зато у меня богатый внутренний мир.

Неведомо откуда появившийся Дарк изъял книгу и объявил ученикам, добравшимся в этот день до его кабинета: "Сегодняшнюю лекцию мы посвятим обзорам внутреннего и внешнего мира на примере дворцового комплекса Долмабахче, выстроенного в Стамбуле".

Из исторической справки нам известно, что датой его рождения является середина 19-го века. До этого момента турецких султанов вполне устраивал дворец Топкапи, крепостные стены которого от лишних взоров заслоняет легендарная Айя-София. Однако приближённые, побывавшие на западе, доложили владыке о том, как прекрасны европейские резиденции королей. И султану (на тот момент им был Абдул-Меджид I) захотелось заиметь дворец не хуже, чем у европейских правителей. Как загородные резиденции владык зачастую являются подражанием Версалю, так и в отделке Долмабахче (несмотря на то, что это дворец восточного султана) можно уловить явные европейские мотивы. В качестве примера я приведу роспись потолка одного из парадных залов. Полное впечатление, что оказался под куполом какой-нибудь христианской церкви (хотя библейские сюжеты среди этого буйства красок, конечно, искать не стоит).

Дюжина лет, посвящённая строительству, явила миру комплекс роскошных зданий, обрамлённых изысканным парком (в переводе Долмабахче означает "насыпной сад"). Внутренние покои поражали взор. Почти полтора десятка тонн золота растворились в великолепии отделки знаменитой Хрустальной лекции. Особое внимание заслуживает подарок английской королевы Виктории. Им стала гигантская люстра, сделанная из богемского стекла, достигшего к тому времени той же славы, что и венецианское. Зная, что покои европейских правителей украшают грандиозные полотна известных мастеров, султан пригласил ко двору Айвазовского. К началу 90-х годов Долмабахче утратил звание резиденции султана, ибо взявший власть Абдул-Хамид II выстроил себе дворец Йылдыз. Однако великолепие Долмабахче осталось настолько притягательным, что преемники быстро переселились из Йылдыза обратно. И даже Ататюрк, сбросивший власть султанов, не устоял перед очарованием дворца. Именно здесь он придумывал планы, явившие миру новую Турцию. Здесь же он и умер. Совсем уже было превратившийся в музей дворец в конце первого десятилетия нашего века вернул звание резиденции правителя. Именно здесь теперь находится официальное место работы премьер-министра, когда он прибывает из Анкары в Стамбул.

Интересно следовать по длинной цепочке комнат, каждая из которых имеет свой неповторимый колорит: где-то вишнёвый, где-то небесно-голубой, где-то светло-розовый. Кажется, что гуляешь по дому в разрезе, где живут совершенно разные семьи, которые просто отлучились ненадолго. Но великолепие, призванное слепить и восхищать глаза, направленные из внешнего мира, сменяется совсем другой обстановкой в тех местах, куда посторонним вход воспрещён. Впрочем, резкую границу перехода может видеть любой гуляющий близ этого дворцового комплекса. Мраморный фасад, открывающийся на залив, сначала скромнеет в отделке, а потом и вовсе исчезает, уступив место обычной отштукатуренной стене. И если смотреть на неё в упор, с ракурса, где мрамор фасада уже не виден, впечатление, что смотришь на жилище верховного владыки заметно слабеет.

Убедиться, что внутренний мир дворцов гораздо скромнее той части, которая выставлена на мировое обозрение, не так уж сложно. Для этого достаточно зайти в помещения гарема, ныне ставшего музейными залами. Само понятие "гарем" исключало присутствие тут ненужных персон. Гарем - запретная территория. Туда вход посторонним был категорически запрещён. Поэтому особенных изысков там найти сложно. Обстановка похожа на советские фильмы, где показана жизнь после гражданской войны: в конторы натаскана мебель с барских усадьб, но вид у неё уже потрёпанный, а ковры вообще заношены до невозможности. Почему так? Потому что тут всё для внутреннего употребления. Представителям внешнего мира глаза слепить роскошью уже не надо. А для себя сойдёт и так.

В этом и странность Долмабахче. В наблюдении, как внешние территории переходят во внутренние и обратно. Поэтому дворцовый комплекс мне кажется похож на человека. Практически на каждого из нас. На праздники люди одевают фееричный наряд, призванный приковывать всеобщее внимание. Дома, ничуть не смущаясь, бегают в одежде, в которой вряд ли бы вышли за пределы квартиры. Во внешний мир вылетают красивые образные слова. Внутри остаются мысли, порой диаметрально противоположные сказанному. Словно две страны: одна - видимая, выставленная напоказ, другая - скрытая, тайная, никем не познанная. Тем не менее, и вторую "внутреннюю" сторону вполне возможно увидеть и даже изучить. Не полностью, но значимыми фрагментами. По невпопад вырвавшимся фразам, по жестам, по характерным поступкам. Хорошо, когда радостно замечаешь: первое впечатление не обмануло, этот человек не стремится казаться ярче, умнее, представительнее, он на самом деле такой, как нам кажется. И довольно сложно открывать ранее невидимые черты, идущие вразрез с первым впечатлением. Но полнее раскрыть обозначенную тему вы сможете в домашних заданиях. Ведь внутреннее и внешнее - для каждого своё.

Домашнее задание:

1. Найдите пример существующего дворца или замка, чей внешний облик разительно отличался бы от внутреннего. 2 балла

2. Дайте собственное определение понятиям "внешний мир" и "внутренний мир". 2 балла

3 (задание на ШЕСТЬ баллов, и тут оцениваться будет строго):

3А. (для фантазёров) Сочините впечатляющую сказку или притчу о внутреннем мире замка. Не забудьте показать в ней, как придуманные Вами черты отражают сам замок? А как они отражают Ваш взгляд на него? 6 баллов

или

3Б. (для философов) Порассуждайте, какими бы способами Вы бы обнаружили отличие внутреннего мира от внешнего у какого-либо человека, с которым только что познакомились. Тут приветствуются примеры.

или

3В. (для фундаменталистов) Найдите причины, почему в современности часто происходит наоборот: за стенами обшарпанного дома прячется роскошно обставленная и отделанная квартира. Проанализируйте эти причины.

или

3С. (для физиков) Граница между тёмной и светлой стороной Луны называется "Терминатор". Где бы Вы провели границу между внутренним миром человека и его внешним миром? Как бы её назвали? Почему именно так? Опишите свойства границы и свойства приграничных территорий.