|||Кабинет ||| Лекции ||| Советы ||| Аргемона |||
Магия технической мысли на примере Эйфелевой башни


Сразу после начала занятия неожиданно погас свет, и после секунды кромешной тьмы ученики очутились на удобных стульях в помешении, заставленном небольшими столами. В окна виднелись крыши домов со стенами песочного цвета. В уши залетала ласковая мелодия со словами на французском. А ноздри восхитительно щекотал изысканный аромат кофе.

- Сейчас вам принесут кофе. Кто хочет, может заменить его на чай.

Дарк сидел отдельно, и на его столе, кроме кофейной чашки, громоздились листы. На каждом был чертёж моста. Разные, разные мосты, собранные из металлических конструкций.

- А где мы сейчас? - полетели вопросы со всех сторон.

- В Париже, - кратко ответил Дарк.

- Не может быть! - заспорил кто-то непоседливый. - Окажись мы в Париже, где-нибудь неподалёку обязательно торчала бы Эйфелева башня!

Высказывание прозвучало в точку. Поглядев по сторонам, ученики выяснили, что знаменитой башни не наблюдалось.

- Мы не можем её увидеть в привычном ракурсе, - пояснил Дарк. - Мы видим башню изнутри, сидя в одном из её ресторанов под именем "Жюль Верн". Мы уподобляемся знаменитому писателю Ги де Мопассану, который ненавидел творение Эйфеля, но каждый день обедал именно в этом ресторане. Когда знакомые высказывали удивление выбором ресторана в связи с неприязнью писателя к башне, он невозмутимо отвечал: "К сожалению, это единственное место, откуда я не могу её видеть!"

Саму идею именно башни выдвинул отнюдь не Эйфель. За неё мы должны быть благодарны Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Но чертежи, возможно, так и остались бы чертежами, если бы на сцене не появился Александр Гюстав Эйфель. "Молодых людей, не принятых в этом году в Политехническую школу, можно утешить тем, что великого инженера, одного из отцов аэродинамики, Гюстава Эйфеля постигла в свое время та же неудача", - вот начало пути великого проектировщика. Он поступил в менее престижную, но вполне солидную Парижскую центральную школу искусств и ремесел (Paris Ecole Centrale des Arts et Manufactures). Диплом инженера-химика позволил устроиться на работу в конструкторскую фирму "Шарль Невю" (Charles Nepveu), занимающуюся строительством мостов.

Кто-то из вас, поступая в Школу Аргемоны, писал в домашнем задании о мостах, уводящих в волшебные миры. Мосты стали осью жизни Эйфеля. За восемнадцать лет он построил 48 крупных железнодорожных сооружений - 31 виадук и 17 мостов. Любому из вас известна статуя Свободы, но далеко не все знают, что каркас высотой в 46 метров разработал Эйфель. Он же отвечал и за инженерное обеспечение отливки скульптуры.

"Нужна идея, великая идея, нечто сенсационное, чрезвычайно заманчивое, невидаль", - так объяснили задачу тем, кто выдвигал проекты к всемирной выставке в Париже. Фантазёр - этот тот, кто в обычном мире сумеет увидеть необычное. Волшебник - тот, кто сумеет эту необычность в обычном мире воплотить. Волшебная искорка заставила инженера-конструктора развернуть мост в небеса.

Техномаги в различных историях наделяют обычные технические устройства необычными, не предусмотренными технологией возможностями. Понятие "техномагия" весьма расплывчато. Нет чёткого единого определения. Техника работает, но по каким законам - неведомо. "Магия", - таинственно перешёптываются обыватели и ждут времена, когда законы станут известны. "Эйфель применил особые методы строительства", - скромно указывают источники.

И всё же строение напоминало бы нам мачту электропередач, если бы воплотили изначальный проект.

Здесь стоит вынести благодарность архитектору Стефану Совестру. В его видении цокольные опоры обретали каменную обшивку. Он планировал связать опоры и первый этаж величественными арками, а этажи превратить в застеклённые залы. Округлая форма верхушки - тоже его идея, ведь на чертежах Эйфеля мы видим лишь фигурную завитушку.

- Ну, о техномагии ясно, - разочаровано произнёс один из поборников чистой магии, без технической составляющей. - А есть ли у Эйфелевой башни ещё какая-нибудь магия? Что-то такое, таинственное, неопределённое. Которое вроде бы и на виду, но не подчиняется законам обычного мира.

- С ходу могу назвать высоту, - ответил Дарк. - Сколько же метров в башне? Точно-точно, чтобы без допущений и отклонений. В различных источниках указываются близкие к друг другу, но всё же непохожие числа. Где-то 318 метров, где-то 320. Даже в Википедии, внимательно читая статью, можно встретить "320,75" и "324", а на сопутствующем чертеже гордо значится "325".

- Но какое отношение имеет эта металлическая громадина к Магии Замков? - вкрадчиво спросил один из учеников. - Её правильнее было бы изучать на предмете, где разбирают, скажем линии электропередач или радиовышки.

- Профессор Виндора уже успела вам рассказать о Замках-Башнях, когда то, что мы называем "замок", размещается в том, что мы зовём "башня". Как вы помните, замок, прежде всего, жилое помещение. А Эйфелева башня таким помещением располагает.

Если кому-то из вас не лениво забраться на третий, самый верхний уровень Эйфельки, он увидит комнату Эйфеля и даже его самого, оставшегося в своём жилище в виде фигуры из воска вместе с фигурой Томаса Эдисона, являвшегося одним из его лучших друзей. Замечу, первоначально кроме квартиры здесь разместились три зала, где Эйфель планировал проводить научные исследования. Поэтому мы не можем считать Эйфелеву башню банальной опорой линии электропередач. Ведь в ней можно жить. Так что эту башню, несмотря на причудливую конструкцию, мы вполне можем считать и замком.

Домашнее задание:

1. Какие сооружения вы бы поставили в один ряд с Эйфелевой башней. Почему? Тщательно обоснуйте свой выбор. 2 балла

2А. В Париже башню, несмотря на существующие планы сноса, оставили. И не пожалели. В Санкт-Петербурге не менее амбициозный проект Охта-центра отменили. Как вы считаете, в чём разница между Парижем и Санкт-Петербургом. Почему Эйфелева башня считается украшением Парижа, а Охта-центр - зданием, который непоправимо изуродовал бы исторический облик северной столицы? 3 балла

или

2Б. А что такое на ваш взгляд техномагия. Дайте определение и обоснуйте его. Предъявите доказательства. 3 балла

или

2В. Когда, по Вашему мнению, при строительстве Эйфелевой башни использовалась техномагия? Вся ли башня — волшебный объект, рожденный ею, или Эйфель применил необычную силу на каком-то определённом этапе для решения конкретной проблемы? 3 балла

3А. Сочините волшебную историю, которая могла бы с Вами произойти на третьем ярусе Эйфельки. Используйте в ней техномагию (или просто магию). 5 баллов

или

3Б. Нет числа стихотворениям, повествующим об Эйфелевой башне. Добавьте к ним собственное (но если я найду его в Интернете, за этот вопрос будет стоять 0 баллов). 5 баллов